23.03.2010

Место, место и еще раз место


Сейчас прочитал интересную статью , которую написала Марина Семенихина, автор блога . Статья посвящена тому, как в одном месте открылись сразу три магазина штор. Мне сразу вспомнился другой пример, о котором я сейчас расскажу.

Предприниматели до кризиса активно скупали квартиры на первых этажах, переводили их в нежилой фонд, делали ремонт, а затем открывали там торговые точки. Причем скупалось всё подряд, при этом зачастую люди даже не задумывались о том, будет ли магазин пользоваться спросом.

Так вот, в соседнем доме пару лет назад кто-то купил квартиру в полуподвальном помещении и открыл там продуктовый магазин. Дом хоть и находится рядом с тротуаром, по которому каждый день проходят тысячи пешеходов, но при этом расположен немного дальше, чем остальные дома. Поэтому магазин сразу и не заметишь.

Когда магазин открылся, то я сразу зашел туда, чтобы оценить. Ничего особенного: несколько стеллажей со стандартным набором продуктов, непременный холодильник с пивом, продавщица в синем фартуке и теснота. Таких магазинов в нашем районе десятки. После этого заходил в магазин еще пару раз, а потом забыл про него. Вспомнил о магазине только тогда, когда увидел кучу снега, которой были завалены дверь и ступеньки магазина. Точка просуществовала от силы 3-4 месяца, а потом грянул кризис, и предприниматель закрыл магазин.

Весной прошлого года появились ребята с лопатами и убрали снег. А через какое-то время магазин опять открылся, но уже под другой вывеской. Теперь здесь продавали женское белье. На вывеске красовалась тетенька в чулках, а на тротуаре появился штендер. Но недолго красавица радовала глаз. Прошло несколько месяцев, вывеска исчезла, и магазин снова закрыли на ключ.

Через какое-то время на магазин снизошел Джа. Новая вывеска украсилась растаманской расцветкой, на фоне которой были изображены кальян и трубки. Мне уже стало интересно, сколько времени просуществует эта точка. Но в этот раз все решил федеральный запрет на курительные смеси. Точку быстренько прикрыли.

Теперь здесь снова продуктовый магазин. Надолго ли? В течение двух лет магазин четыре раза сменил свою специализацию. При этом магазины в соседних домах, которые открывались два-три года назад, продолжают работать под первоначальными вывесками. Почему так происходит?

Причина простая – месторасположение магазина. Предприниматель неправильно выбрал место. Скорее всего, до кризиса он поддался общему ажиотажу и решил зарабатывать на аренде. Но совершенно не подумал о том, что место может оказаться неудачным. А теперь пытается вернуть себе хоть часть затрат, заманивая арендаторов. Те приходят, начинают торговать и понимают, что покупателей-то нет. Пытаются делать красивые вывески, выставляют штендеры на тротуар, но торговля все равно не идет. И быстренько съезжают.

Место, место и еще раз место – эту формулу я вызубрил наизусть, когда несколько лет назад начал заниматься маркетингом недвижимости. Правильно выбранное место само притягивает к себе покупателей и само себя продает. А если место выбрано ошибочно, то можно потратить кучу денег на продвижение – толку не будет.

12 коммент.:

комментирует...

У нас возле дома тоже такой. Чего там только не было - и продукты, и обои, и запчасти для автомобилей. Сейчас хозяйственный магазин. Надолго ли?

комментирует...

Татьяна, таких магазинов полно. Причины две. Неправильно выбирают место расположения. Покупают недвижимость и потом сдают ее в аренду всем подряд. А дальше начинаются эксперименты со специализацией магазина. Хотя, прежде чем открывать магазин, надо оценить маркетинговую привлекательность потенциальной торговой точки.

комментирует...

Женя, позволю себе не согласиться. Не во всяком бизнесе и не всегда место важнее всего. Для некоторых бизнесов - концепция, концепция и еще раз концепция. Есть, например, в нашем городе несколько ресторанов, магазинов, которые расположены не в самом центровом месте, но, благодаря своей концепции, формату они не страдают от недостатка посетителей / покупателей. Бывает и наоборот - место у бизнеса самое топовое, но если концепта нет, если он такой же, как все остальные, то никакое место его не спасет. Выйди на Компрос - на 100 м улицы ты быстро найдешь пару таких безликих заведений.

комментирует...

Денис, спасибо за твое мнение. В статье я написал про магазин шаговой доступности. Для таких точек правильный выбор места означает 90% успеха, особенно если они работают на рынке с высоким уровнем конкуренции, и у покупателя есть выбор.

Если говорить о рознице в целом, то месторасположение – это неотъемлемая часть концепции магазина, наряду с ассортиментом, внутренней логистикой, оформлением и др.

Хорошее место – это ведь не обязательно расположение на центральной улице. Главное, чтобы была удобная транспортная развязка, парковка, наличие пешеходных покупательских потоков, развитая инфраструктура и другие факторы. И магазины, которые ты имеешь в виду, наверняка отвечают этим критериям.

Кстати, на Компросе многие вывески не меняются годами. Хотя от большинства точек я тоже не в восторге, но, тем не менее, эти точки живут.

комментирует...

Кризис многих предпринимателей подкосил. У меня клиент два года назад купил задорого квартиру на 1 этаже, перевел её в нежилой фонд, открыл свой магазин... И тут грянул кризис, реализации продукции не стало, кредит банку выплачивать стало сложно. В результате банк забрал помещение по цене 50000 руб/кв.м. А клиенту оно обошлось в 2 раза дороже.

комментирует...

Михаил, да, ситуация для клиента сложилась не самым лучшим образом. А сейчас народ вообще переводит квартиры на первых этажах в нежилой фонд под магазины?

Кстати, мне рассказывали, что, например, в Казани есть запрет на такие вещи. Не знаю, соответствует ли это действительности, сужу с чужих слов.

комментирует...

Причина не в месте. Просто некоторые бизнесмены прежде, чем что-то открыть, забывают вынуть голову из жопы. Есть такой типаж предпринимателя - много энергии и мало мозгов.

комментирует...

Интересная статья, Евгений, спасибо!

Вот немного развил твою тему: http://zaplatnikov.blogspot.com/2010/04/blog-post.html

комментирует...

Знакомая история. Тоже наблюдал за такими помещениями, в которых бизнес долго не задерживается.

Размышлял об этой проблеме, в контексте того как предпринимателю можно просто оценить потенциал места, чтобы не тратить деньги на ветер?

Eсть идеи?

комментирует...

Александр, есть специальные методики оценки маркетингового потенциала. Но, даже не владея этими методиками, предприниматель может сделать две вещи: замерить пешеходный поток и пообщаться с местными жителями. Это даст понимание того, насколько место привлекательно.

Если рядом есть магазины подобного профиля, то надо будет выделяться специализацией, или ассортиментом, или ценами. Ну а пешеходный поток покажет, насколько часто люди смогут заходить в магазин. И, естественно, такой магазин потом после открытия надо разрекламировать среди местных жителей, чтобы привлечь их магазин.

комментирует...

Спасибо, Евгений. До этого я конечно тоже догадался. Но ведь может случиться что и хороший пешеходный траффик окажется "нецелевым". И аборигены могут подкачать если они не потенциальная ЦА стартапа.

Хотя, конечно, наблюдения, опросы и здравый смысл никогда не повредят.

Интересно, а можно ли как-то тестировать место, еще до открытия и без особо крупных затрат?

комментирует...

Александр, если анализировать по уму, то делается оценка маркетингового потенциала по следующим этапам:

- опрос потенциальных покупателей,
- расчет зоны охвата потенциальных покупателей,
- оценка влияния конкурентного окружения,
- определение покупательских потоков,
- расчет плановых коммерческих показателей.

Такая работа обычно делается за 2-3 недели.

Если же точка не ориентирована на жителей ближайших домов, а, скажем, на микрорайон в целом, то здесь надо уже делать оценку на уровне микрорайона. И тут большую роль будет уже играть уникальность торговой точки.