10.04.2009
Позиционирование в кризис – что выбрать?
Покупатели стали чувствительными к цене, но стоит ли компаниям уходить в дешевый сегмент в ущерб качеству? Давайте попробуем разобраться в этом. И здесь нам поможет карта позиционирования «цена-качество». Я уже давно пользуюсь этой картой, и она не раз помогала мне в принятии управленческих маркетинговых решений.
С точки зрения соотношения «цена-качество» компании и продукты делятся на четыре категории:
1. «Мерседес»: премиальные товары/услуги высокого качества по высокой цене.
2. «Третий выбор»: дешевые товары/услуги низкого качества.
3. «Золотой выбор»: высокое качество по низкой цене.
4. «Нет»: название говорит само за себя, в этой категории нельзя находиться, потому что низкокачественные продукты по высокой цене никому не нужны.
До кризиса первые три категории успешно сосуществовали друг с другом на рынке. С одним маленьким «но» - компаний и товаров категории «золотой выбор» было не так уж и много, разве что на рынках, где еще до кризиса сложился высокий уровень конкуренции.
Что же произошло с наступлением кризиса?
Во-первых, резко упал спрос на товары/услуги премиального класса. Многие покупатели люкс-продуктов ушли в более дешевые сегменты. До кризиса спрос на продукты класса «Мерседес» зачастую был подкреплен дутой платежеспособностью на основе банковских кредитов. Как только людям перестали давать кредиты и урезали зарплаты, потребители сразу начали экономить. Поэтому компании, работающие в премиальном сегменте, переживают сейчас тяжелые времена.
Во-вторых, увеличился спрос на дешевые продукты низкого качества (сегмент «Третий выбор»). Покупатели здесь были всегда. Из-за кризиса этих покупателей стало больше. Некоторые компании сейчас добровольно решили уйти в этот сегмент, начав делать демпинг и предлагать второсортный товар.
Как лучше позиционироваться?
На мой взгляд, наиболее логичным сейчас является позиционирование в сегменте «Золотой выбор». Качество отменное, цена доступная.
Лучше сделать облегченный вариант своих товаров/услуг по привлекательной цене, сохраняя хорошее качество, чем банально снижать цены и качество своих продуктов.
Вот хороший пример «золотого выбора» - Стас Костюшкин из группы «Чай вдвоем» открыл в Питере сеть пышечных «Пышка da Pudra», где можно поесть за 50 рублей.
Хотите быстро и удобно получать обновления моего блога? Подпишитесь на или рассылку по .
Если вы используете Twitter, то приглашаю вас в .
Ярлыки: аналитика, мастер-класс
Подписаться на: Комментарии к сообщению (Atom)
23 коммент.:
Согласна с вами во всем. Действительно, золотая середина - это самый оптимальный выход.
Такое впечатление складывается, что сочетание желтого и красного - это яркие представители бизнеса быстрой еды. ;)
Приготовление пончиков всегда было хорошим бизнесом. Единственное что тут притормаживало - так это СЭСы. В ДЭМОкратическом строе они стали относится к своим обязанностям более по-бизнесменски. :)
МиК, ты наблюдательный, я даже не обратил внимание на цвета фирменного стиля ))
Помню, когда был студентом, в 90-х годах все время бегали есть пончики. Тогда много было торговых точек по продаже пончиков, а потом они куда-то делись.
Конечно, все время есть такую еду - вредно для здоровья. Но иногда перекусить можно, особенно когда торопишься. Уж лучше пончики с кофе, чем шаверму или шаурму.
Ксения, хорошая карта, да? Всё расставляет на свои места.
Все-таки основу для принятия решений о покупке составляет сравнение цены и качества, а карта помогает определить, где находится компания.
На эту карту можно также нанести конкурентов и посмотреть, кто где находится. Тоже интересно получается ))
я всегда придерживался стратегии в своем бизнесе в следующем соотношении "золотая середина" 80% / "мерседес" 20%
а низко/низко довольно шухерное занятие...хотя сейчас можно от мерса 10% отдать в этот сегмент...
ИМХО
Тоже помнится бегали на большой перемене за пирожками.
oyurkov, да, "золотой выбор" все-таки лучшее позиционирование с точки зрения соотношения цены и качества. Особенно сейчас.
michel_perm, у меня в студенческие годы был период, когда ими только и питался :-) Пончики тогда совсем дешево стоили.
Пончики я тоже обожаю... В Питере мне не удалось их попробовать, а вот в Москве я их слопала очень много :)))) У нас в Алматы таких нет... Тоже открыть бизнес что-ли... :))))
По поводу мерсов... Возможно они сейчас и переживают нелегкие времена. Но скидки предоставляют редко, по моим наблюдениям. Те кто ранее покупал мерсы и сейчас на престиже не экономят, дабы создать впечатление успешности в тяжелые времена на фоне загибающихся мелких конкурентов. IMHO. Тем более, что игры со скидками опасны, об этом еще Огилви предупреждал.
Анелия, в Алма-Ате очень вкусная черешня. Зачем вам пончики? :) Был у вас 8 лет назад на компьютерной выставке, мы в первый же вечер закупили этой черешни и пошли гулять в город. Меня тогда поразили низкие цены на фрукты-ягоды. А вообще, город у вас очень красивый и чистый.
По сегменту "мерседес"... Там действительно нет смысла давать бешеные скидки, иначе смысл премиума потеряется. Проще выпустить отдельный продукт в сегменте "золотого выбора" или даже "третьего выбора".
Вообще, идеальный вариант, если компания имеет продукты или направления деятельности во всех трех сегментах. Тогда можно зарабатывать на премиуме в благополучные времена, а на третьем выборе - во времена кризиса. Ну а золотой выбор вообще подходит для любого экономического времени года )))
Посетил Питер этой зимой и очень удивился, что пышечные и "пончичные" кафе у них на каждом углу. А вот в Москве не всегда найдешь, даже если очень хочется :)
Мне просто показалось? или жители СПб действительно любят пончики больше, чем москвичи?
Евгений, черешня у нас вкусная, но только летом, а пончики можно есть круглый год :) Город за 8 лет изменился... Чистым в плане воздуха его уже даже в верхних районах не назвать.
По поводу ценового позиционирования - мне всегда нравился пример "Эссен продакшн АГ" с майонезами "Махеевъ" и "На всякий случай".
Надумаете опять на выставку приехать - дайте знать :)
Жаль, что в Алма-Ате воздух стал не таким чистым. Впрочем, это беда всех мегаполисов...
Как надумаю приехать, свяжусь с Вами обязательно :-)
Мне тоже нравится "Махеев". Кстати, месяц назад "Эссен Продакшн" выиграл суд в тяжбе с "Казанским жировым комбинатом" по делу о перепелиных яйцах. Сейчас прочитал в новостях на maheev.ru.
В Сергиев Посаде в начале 21 века стояла маленькое заведение по приготовлению пончиков. Их практически делали при тебе. Один вариант - это купить, чтобы перекусить (туристы), а второй вариант купить в пятницу, после работы и привезти домой, как трофей (местные жители). Ребенку радость, супруга смотрит на тебя как на добытчика. Ляпота. :)
Это я про варианты позиционирования. ;)
Буду недельку тусить в мае в Питере на французской конференции - пройдусь "тайным покупателем". ;)
Я скептически отношусь к тому, когда звезды лезут в HoReCa или FastFood. Опыт "Планеты голливуда" и других начинаний показывает, что это просто "игрушки-капризы".
Кстати, обрати внимание на такое понятие как "возмутительное" позиционирование. У тебя его нет, да и мало у кого такое вообще можно встретить, но на рынке термин существует и бизнесы под ним успешно развиваются. Если займешься - думаю обнаружишь много интересного по этой теме;) Его суть в том, что компания откровенно заявляет и ставит свои определяющим позиционированием то, что она - лучше такой-то марки. Еще попробуй рассмотреть разницу между тем, как компания себя хочет видеть на рынке и то, какой ее реально видит потребитель. Для этого некоторые личности даже терминология ввели.
МиК, ага, дома тоже нужно себя позиционировать как "главу семьи" и "добытчика" :-)
Michelino, будем ждать от вас информации по результатам разведки. Хочется верить, что в этой сети отменное качество при невысоких ценах.
По поводу скепсиса - время покажет. Кстати, у Стаса не пошли дела в Эстонии, где он собирался открыть несколько новых точек. Но там, судя по СМИ, его кинули партнеры.
Юрий, спасибо за подсказку о "возмутительном позиционировании". Это атака на конкретную торговую марку? Например, квас "Никола" vs Coca Cola? Я правильно понял?
Ожидаемое и фактическое восприятие компании потребителями - да, тоже интересная тема. Можно ей отдельную статью посвятить ))
Я в этой статье привел самый весомый, на мой взгляд, вид позиционирования "цена-качество". Пары атрибутов в матрице на самом деле могут быть любыми: "близость к дому" и "ассортимент", или "известность бренда" и "качество". Все зависит от целей позиционирования и текущей ситуации.
Даня Галкин, вот Michelino съездит в Питер и расскажет нам, почему там любят пончики :-)
А вот у нас в Перми популярны блины. На каждом углу стоят блинные, где можно хорошо поесть. Но вот цены там сейчас - кусаются и количество посетителей уменьшилось.
Евгений, а я имел ввиду как позиционировать/рекламировать подобного типа заведения [хочешь быть добытчиком в семье, зайди и купи пончики - пример] ;))
МиК, понятно :-) Интересный вариант ))
"Пышка да пудра" - хороший вариант бизнеса в кризис. ) Недавно моя знакомая с ужасом в голосе изрекла: "Какое открытие бизнеса??? Кризис же на дворе!?!?" А вот Стас нашел хорошую нишу и зарабатывает деньги, помогая людям дешево перекусить. Ведь для каждого времени (будь то кризис или подъем или еще что-нибудь...) можно найти вид товара или услуги, которые будут востребованы людьми и принесут заслуженный успех автору.
Евгений - мой репортаж http://mich-v.blogspot.com/2009/05/blog-post_3694.html ;)
Евгений, отправил вам на электронку свои мысли по поводу возможной доработки матрицы.