04.11.2008

Портрет покупателя нашего времени


Человеку свойственно периодически говорить себе стоп и пытаться начать новую жизнь. Сесть на диету, бросить курить и начать ходить в фитнес-центр. В кои-то веки уйти с работы пораньше и посвятить весь вечер своей семье. Перечитать повести и стихи А.С. Пушкина. В общем, попробовать стать более хорошим и правильным. Нечто подобное начинает происходить со всеми нами сейчас. После разгульной покупательской активности последних лет наступает пора сдержанности и бережливости. Меняется не только потребительское поведение, а стиль жизни в целом.

Когда вокруг происходят непонятные вещи и будущее тревожно, то естественное желание человека – ухватиться за что-нибудь, что удержит на плаву, не даст потеряться после штормового предупреждения. Попробуем нарисовать портрет покупателя нашего времени.

Бережливость

Люди становятся более экономными. Жизнь заставляет считать деньги даже тех, кто раньше купался в море своих потребностей. Количество людей, ведущих домашнюю бухгалтерию, увеличивается с каждым днем. Зачем покупать дорого, если можно купить дешевле? Премиальный бизнес терпит убытки, а эконом-сегмент процветает. В выигрыше сейчас те компании, которые могут предложить нормальное качество при низкой цене.

Семейные ценности

Круг людей, которым можно доверять, резко сужается. Можно ли доверять своему начальнику, который может в любой момент уволить? Или знакомому, который неизвестно когда отдаст долг? Остаются самые близкие люди, семья, которая становится настоящей защитой от жизненных невзгод. Домашняя еда оказывается намного вкуснее ресторанной, а одна совместная семейная прогулка в осеннем парке важнее всех корпоративных ценностей мира, вместе взятых. Наступает период продаж товаров, связанных с семейным времяпрепровождением.

Ностальгия

Пусть светлое будущее на поверку оказывается темным, зато есть светлые детские и юношеские воспоминания. Человеку вообще свойственно с возрастом все чаще думать о старых добрых временах. В период кризиса возрастной порог подверженных ностальгии снижается, а количество продуктов, связанных с ностальгией, соответственно, увеличивается.

Консерватизм

Люди становятся более сдержанными, порой даже скептичными. На первое место выходят традиционные ценности. Новизна хороша только тогда, если она ведет к экономии. А вот просто стильные дорогие новинки воспринимаются не очень. Разумное отношение к возможности обладания той или иной вещью, а не ориентация на имидж или что-то внешнее – вот тенденция, которая будет развиваться у потребителей в ближайшее время.

Правильные люди

Конечно, с таким типом покупателя иметь дело несоизмеримо сложнее, чем с клиентом с кучей кредитных карточек в кармане. И заслужить лояльность консервативного потребителя очень непросто. Зато теперь мы по-настоящему сможем понять, что такое клиенториентированный подход. Период тренировок в бизнесе закончился, наступило время настоящей работы.

3 коммент.:

комментирует...

Мне кажется, что Вы перечислили все качества рационального потребителя, который поддался иррациональному и теперь возвращается к нормальной жизни с "тяжелым похмельем". ;)

Те кто были иррациональны, до сих пор ждут девальвацию или то что за кредитами никто не придет...

комментирует...

Да, Вы правы, я именно это и имел в виду =)) К сожалению, под влияние кредитного и покупательского бума попали многие, и сейчас они хватаются за голову. Такого количества автомобилей Porsche, как в Перми или любом другом российском миллионнике, нет ни в одном крупном западноевропейском городе. Российский потребитель – это еще подросток, которому дали денег в долг и запустили в магазин игрушек. Он скупил полмагазина, а теперь понимает, что такого большого количества игрушек ему и не надо. Да и деньги теперь надо отдавать.

комментирует...

Хорошее отрезвление будет. Мне повезло - я все в ремонт вложил, хотя люблю быть иногда иррациональным потребителем. ;)